Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.
Неизвестный шахматист XV века дает такое наставление своему воспитаннику: «Чтобы выиграть партию, вам надлежит королевской пешкой пойти на четвертое поле, считая от позиции короля. И если противник играет также, вы играете королевским конем на третье поле, считая от позиции королевского слона». Это пример описательной нотации, очень сложной и не очень понятной.
В XVIII веке, в 1737 году сирийский шахматист Филипп Стамма предложил свой способ для записи партий, который усовершенствовал шахматист и издатель Мозес Гиршель. Этим способом записи пользуются современные шахматисты, он называется алгебраическая нотация.
Шахматная нотация используется для записи партий, условий и решений шахматных задач, в игре по переписке. Знание шахматной нотации необходимо для записи разыгрываемой партии, для дальнейшего разбора ошибок и анализа. Шахматная нотация необходима , чтобы читать и понимать шахматные книги, разбирать шахматные партии гроссмейстеров.
Зная обозначения полей (см. урок 1) и фигур (в таблице), легко сделать запись любого положения на шахматной доске. Запишем, например, расположение фигур и пешек в начальной позиции. Для этого к сокращенному обозначению каждой фигуры присоединяется обозначение поля, на котором она находится.
Белые: Кр е1, Ф d1, Л а1, Л h1, С с1, С f1, K b1, K g1
пп.: а2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h2
Черные: Кр е8, Ф d8, Л а8, Л h8, С с8, С f8, K b8, K g8
пп.: а7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7
Принято сперва указывать расположение белых фигур, а затем черных. Сначала пишется положение короля, затем ферзя, ладей, слонов, коней и пешек. Одинаковые фигуры записываются в порядке их расположения от вертикали «а» к «h», а при нахождении на одной вертикали – от 1-й до 8-й горизонтали.
Не представляет сложности и запись целой партии. Так как любой ход это перемещение фигуры с одного поля на другое, то при его записи указывается: сокращенное наименование фигуры, поле, на котором фигура стоит и поле, на которое фигура пошла. Такая запись называется длинной, в краткой записи указывается только наименование фигуры и поле, на которое она пошла. Например, Кf3. Для начинающих лучше использовать длинный вариант записи.
Между наименованиями полей ставят тире «—», или знак «:» взятие (в международной записи х), если этим ходом была «съедена» вражеская фигура. Например: С с1-е3 или Кf3:е5.
При ходе пешкой ее сокращенное обозначение (п) опускается. Например, е2-е4.
Если пешка достигнет поля превращения, то после обозначения хода ставится сокращенное обозначение фигуры, в которую превращается эта пешка. Например, с7-с8 Ф.
0-0 и 0-0-0 означают рокировку, соответственно короткую и длинную.
Для взятия на проходе используют знак e.p. (фр. en passant).
Для шаха — знак плюс +, двойной шах — два плюса ++.
Для мата х или в международной практике решётка (#).
В случае предложения ничьей, записывается знак «=».
Обозначение в записи |
|||
Русское |
Английское |
Русское |
Английское |
Король |
King |
Кр |
K |
Ферзь |
Queen |
Ф |
Q |
Ладья |
Rook |
Л |
R |
Конь |
Knight |
К |
N |
Слон |
Bishop |
С |
B |
Пешка |
Pawn |
не записывается |
Пример — запись детского мата:
1. e2—e4 e7—e5
2. Сf1—c4 Кb8—c6
3. Фd1—h5 Кg8—f6
4. Фh5:f7Х
Та же партия с детским матом в сокращённой нотации выглядит так:
1. e4 e5
2. Сc4 Кc6
3. Фh5 Кf6
4. Фxf7#