Каждый ребенок проходит становление своего интеллекта, начиная с самого рождения. Игровая деятельность заменяется учебной. Ближе к школе его зрелость характеризуется способностью учиться. Может ли он воспринимать информацию, обладает ли усидчивостью.
В школе его действия зависят от общения со сверстниками, взаимодействия с социумом. Поэтому главным становится:
- познавательная деятельность
- спортивные кружки
- проявление себя в творчестве
Дальше, когда ребенок становится подростком, в его сознании и деятельности происходят возрастные изменения.
Умственная деятельность подростков
Заканчивая младшие классы, у школьников появляются новые предметы. Они способствуют развитию таких навыков, как использование полученных ранее знаний, усилению познавательной деятельности.
Конечно, во всей мере подростки овладевают такими навыками позже, но начало закладывается до 14 лет. Появляется способность анализировать, наблюдать, какие знания могут пригодиться для решения разных задач. Отсеивать ненужную информацию и запоминать полезную.
Но эти способности не у всех одинаковые и зависят от того, как хорошо школьник учился до этого, сколько стараний у него было в учебе. Ходил ли он на дополнительные занятия.
Шахматы очень хорошо помогают развитию таких качеств. В рассуждениях появляется логика. Ребёнок может строить сам простейшие гипотезы. Может использовать логическое мышление в решении задач, а не делать это по заученному шаблону. Может выслушать чужие идеи и устанавливать в них не состыковки.
Какие изменения происходят в памяти школьника
В памяти тоже происходят изменения. Теперь подросток не просто запоминает информацию на автомате, делает это структурировано. В голове рисует схему, как легче запомнить. Использует для этого логическое мышление.
Возможность запоминать больше информации увеличивается не быстрыми темпами, а около 14 лет скорость возрастает. Способность запомнить текст на слух максимальна.
Внимание ребенка
В этом тоже есть большие сдвиги. По сравнению с младшеклассниками, подростки могут концентрировать внимание на том, что им нравится и сознательно избегать неинтересный материал. В этом возрасте процесс концентрации на чем – то полностью контролируется ребенком.
Его сложнее отвлечь, особенно если материал действительно интересный. Прогрессу развития могут помешать такие особенности, как неумеренная эмоциональность, ранимость, обидчивость.
Как развить интеллектуальные способности школьника
- Игра в шахматы в семейном кругу очень развивает мышление с раннего возраста
- Решение ребусов, головоломок
- Интеллектуальные конкурсы
Если замечено, что у подростка есть отставание в мышлении, он отстаёт по учебе, лучше убедиться, нет ли у него медицинских проблем. Посетить невропатолога и в случае необходимости, пропить лекарства для улучшения мозговой деятельности.
С таким проблемами сталкиваются многие родители. Нужно понять, что в этом нет ничего постыдного. Но если отставание не связано со здоровьем, то это легко исправить. Главное любить свое чадо, распрощаться с ленью и не допускать семейных конфликтов.
2 комментария “Особенности умственного развития подростков”
Иван, на тему умственного развития (развития мозга) подростков есть книга Д.Зицера «О бессмысленности воспитания подростков»
Светлана, спасибо!